АПОКАЛИПТИЧЕСКОЕ ЧУДИЩЕ БАЛЬЗАКА…

И опять смешно!

Я понял, что моему литредактору страшно повезло со мной! Я настоящий подарок! Не поучиться ли мне у одного из величайших писателей мира? Не довести ли ее до валидола-корвалола, до проклятий и белого каления? )) В принципе, наши с ним подходы к редактуре весьма близки.

Когда уже больше не могу писать, читаю Андре Моруа «Прометей, или жизнь Бальзака» — биографический роман, написанный на основе документов, переписки, воспоминаний. Чрезвычайно захватывающая вещь! Вообще в последнее время читаю много, но не об этом щас.

Встретил у Моруа сногсшибательное описание: как Бальзак правил свои тексты, и как стрелялись его издатели. Я рыдал. Реально. ))))) Делюсь:

«За исключением нескольких чудесных и счастливых взлетов, Бальзак работал мучительно. Еще со времени «Шуанов» он взял за правило рассматривать любой свой набросок как канву для будущего произведения, а «вышивал» он уже в корректуре. У писателя был очень неразборчивый почерк, поэтому первые гранки для него набирали старинными литерами — так называемыми «гвоздями». Затем следовало столько корректур, что издатели относили их на счет автора. «Наборщик типографии, — писал Шанфлери, — беря в руки корректуру Бальзака, чувствовал себя каторжником, отрабатывающим «урок»; справившись с нею, он отдыхал, исполняя более легкую работу». Этот всегда нуждавшийся писатель, которого по пятам преследовала свора заимодавцев, ни при каких обстоятельствах не поступался качеством своих произведений. Как «упрямый плавильщик, — по меткому образу Теофиля Готье, — он по десять — двенадцать раз подряд бросал металл в тигель, если металл этот не желал заполнять все извивы литейной формы». Бывало, что типография подолгу ждала текст, а потом Бальзак внезапно присылал сразу две сотни листков, лихорадочно исписанных за пять ночей.

Вот рассказ Эдуарда Урлиака, который приводит в своей книге Шанфлери:

«Его манера известна. Это — черновой набросок, хаос, нечто апокалипсическое, какая-то китайская грамота. Типограф бледнеет. Времени в обрез, почерк неслыханный. Постепенно чудище принимает пристойный вид; его мало-помалу переводят на общепонятный язык… Автор присылает первую, а затем вторую корректуру, они расклеены на громадных листах, каких-то афишах, ширмах!.. От каждого типографского значка, от каждого набранного слова берет начало оперенная стрела, она змеится и сверкает, как ракета Конгрива, а в конце рассыпается светящимся дождем из фраз, эпитетов, существительных — подчеркнутых, зачеркнутых, перечеркнутых, беспорядочно налезающих друг на друга. Ни с чем не сравнимое зрелище!

Представьте себе четыреста или пятьсот таких арабесок, переплетенных, слившихся, карабкающихся одна на другую, переползающих с поля одного листа корректуры на поле другого, устремляющихся с севера на юг. Представьте себе дюжину географических карт, где смешаны в кучу города, реки и горы. Клубок, перепутанный кошкой, иероглифы династий фараонов или бенгальские огни двадцати праздников сразу!.. Приходится работать наугад, полагаясь на милость божию».

В типографию приходила шестая, восьмая, десятая корректура, все они были исчерканы, снабжены множеством дополнений, испещрены стрелами…»

Вот это процесс!!! Вы представили, я надеюсь? ))))

А какой образный язык, правда? При этом, все (кроме самого Бальзака и его воздыхательниц), пишут весьма просто, без вычурности. Захватывает. Вообще, в подходе к творчеству равняться нужно на таких как он, конечно… не в смысле созданий чудищ-корректур )))) во всех других, которые в этом романе описаны.

Очень рекомендую почитать!

Ваш Ян Рубенс

Андре Моруа. Прометей или жизнь Бальзака

АПОКАЛИПТИЧЕСКОЕ ЧУДИЩЕ БАЛЬЗАКА…: 6 комментариев

  1. errare humanium est… я вот как-то… ладно, это не для сайта )) тоже иногда ошибался так, что до сих пор стыдно — а написано пером, знаешь ли…

    Нравится

Высказаться

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s